Штраф за ксенон в 2022 году: применение, размер, действия водителя и сотрудников ГИБДД в случае выявления незаконной установки ксенона

Разрешен ли ксенон?

Сами ксеноновые фары никак не противоречат законодательству. Именно поэтому по российским дорогам спокойно передвигается множество иномарок, у которых ксеноновые фары установлены прямо с завода. Однако самостоятельно заменять тип фар автомобиля на тот, который не предусмотрен изготовителем нельзя. При этом на начало 2021 года ни одна модель отечественного автомобиля не идет со штатными ксеноновыми фарами. Сотрудники ГИБДД об этом знают, поэтому при подозрениях на установку ксенона чаще всего останавливают именно владельцев отечественных машин.

Общие положения


Несомненно, ксенон лампы имеют свои преимущества над элементами накаливания. Это и формирование более широкого обзора, и экономичность, и долгосрочность. Их широкое использование позволяет в целом улучшить ситуацию на дорогах. Но условие соблюдается лишь при правильной установке, наличии всех деталей, необходимых для полноценного функционирования системы. Причины запрета на самовольную установку – те последствия, которые негативно сказываются на комфорте и безопасности участников ДД.

Негативных последствий можно избежать, если не заниматься самопроизвольным переоборудованием. Должно быть разрешение на переоснащение.

Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?

Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?

Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?

Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.

Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.

Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.

Примечание. Если ксеноновые фары установлены на автомобиле с завода, то в них используются подходящие отражатели, т.е. видимость не ухудшается.

Нужен ли штраф за ксенон

Любая из проблемных ситуаций, спровоцированных нарушениями в сфере осветительного оборудования, тянет за собой неблагоприятные последствия. Самое легкое, что может случиться – дискомфорт водителя от ослепительного света, а худшее – потеря здоровья и жизни в результате аварий.

Нужен ли штраф за ксенон

ПДД – не прихоть, а мера необходимости. Их соблюдение – обязанность, которая ложится на всех водителях, автовладельцах. Эти шаги со стороны каждого участника позволяют повысить безопасность на дорогах. Сами по себе лампы не несут негатива, но неправильное бесконтрольное их применение сопровождается серьезными последствиями. И штраф за ксенон – эффективная в 2021 году мера. Она оправдана и закономерна.

Проблемы, которые доставляют лампы, установленные не по нормативам:

  1. Яркий, ослепляющий свет. Причина – отсутствие элемента для рассеивания
  2. Поток направлен не на дорогу, а вверх. Причина – неправильная установка.
  3. Тени, мешающие восприятию реальной картины. Причина – неправильно или не полностью укомплектованная система.
  4. Плохая видимость на дальних дистанциях. То, что такой тип ламп способствует лучшему освещению – миф. Светят они ярче, на близкой дистанции. Чтоб была правильная фокусировка нужна специальное стекло фары. Иначе от такого света только проблемы.

Внимание! За самовольную установку оборудования, не предусмотренную производителем, предусмотрено наказание в виде лишения прав и штрафа за неисправное оборудование.

Какой штраф предусмотрен за ксенон

На самом деле лишение прав за ксенон в 2021 году – несколько неправильная формулировка. Использование такого оборудования не запрещено, напротив приветствуется. Нарушением считается переоснащение фар без соответствующей проверки и разрешения. Второй момент – выявление неисправности, провоцирующей ухудшение видимости, другую опасность.

Какой штраф предусмотрен за ксенон

Статьи, которые оговаривают нарушение и влекут наказание:

  • статья 12 КоАП, в части первой пункта 4, дает основание для лишения прав в случае оснащения ТС
  • осветительными системами, что не соответствуют заводской конструкции. Срок ограничения 6-12 месяцев;
  • 12 статья, в части 5 пункта оговаривает применение штрафа за ненадлежащую эксплуатацию осветительных элементов с красным отражателем. Штраф для физического лица колеблется в пределах 500-3000 рублей.

На заметку! Для должностных лиц штраф может быть повышен до 200 000 рублей, а для компаний – 20 000 рублей.

Когда штраф, а когда изъятие прав

Водителям, которые хотят знать, как защитить свои права, нужно понимать для каких случаев, какая мера наказания предусмотрена. Начнем с лишения удостоверения, основания:

  1. Отсутствие разрешения на установку.
  2. Использование красных фар и таких же отражающих элементов.
  3. Световые приборы не соответствуют ПДД в части цвета, режима работы.

Штраф и запрет на эксплуатацию до устранения неполадок может иметь место, если:

  • регулировка фар не отвечает ГОСТу;
  • лампы не соответствуют конструкции фар;
  • дополнительные элементы не отвечают имеющемуся типу оборудования.

Отличие ксенона от других ламп

Сегодня можно смело заявить, что ксеноновые лампочки занимают высшую ступень в эволюции автомобильной оптики, оставив далеко позади галогенки и LED-лампы. К слову, последние также имеют свои преимущества, однако, если проводить сравнительный анализ, то они сильно уступают ксенону, причем практически по всем показателям, убедиться в чем поможет следующая сравнительная таблица:

Таблица по отличиям светодиодов, галогенок и ксенона

По техническим характеристикам ксенон светит гораздо лучше, давая холодный рассеянный луч, чему способствует особенная конструкция этих ламп. Так, в отличие от тех же галогенок и светодиодной оптики, газоразрядный ксенон оснащается специальными фильтрами, а также такими вспомогательными устройствами, как отражатели и омыватели.

И практика показывает, что только совокупность перечисленных элементов позволяет добиться такого результата. Но поскольку далеко не все мастера-любители соблюдают такую комплектность, на дороги выезжают слепящие всех автомобили, в результате чего эксплуатация ксенона сегодня попала под запрет.

Распространяется ли запрет на противотуманные фары?

Бытует мнение, что на противотуманки запрет на ксенон не распространяется, однако это не больше чем слух. Довольно легко понять, как он зародился. Противотуманные фары включаются гораздо реже обычных, поэтому и обнаруживается это нарушение нечасто.

Если же снова обратиться к КоАП, то найти в статьях разделения на «фары» и «противотуманные фары» не выйдет. В ч. 3 ст. 12.5 говорится о световых приборах «на передней части авто». И противотуманные, и обычные фары располагаются именно там. А обнаружить нарушение могут во время технического осмотра ТС, и тогда водитель будет нести ответственность за нарушение ч. 1 ст. 12.4. Текст этой статьи аналогичен ч. 3 ст. 12.5, только вместо управления ТС с проблемными фарами она наказывает за установку таких фар.

Однако наказание предусмотрено немного другое:

  • штраф 3.000 руб. – для физ. лиц;
  • штраф 15.000-20.000 руб. – для должностных лиц;
  • штраф 400.000-500.000 руб. – для юридических лиц.

Что же касается «теоретического» и законного наказания, оно также запрещает использовать ксенон в противотуманках, если такая возможность не была предусмотрена изготовителем. Соответствие линз и ламп должно соблюдаться в каждой фаре, в том числе, в противотуманках.

Можно ли устанавливать ксенон самостоятельно?

Устанавливать ксенон самостоятельно в 2021 году можно, но только соблюдая технические правила и нормы. При этом правильнее обращаться в специализированные центры.

Один из вариантов – приобретение переоборудованных фар у производителя. Они должны соответствовать ГОСТу, что производитель должен документально подтвердить.

В 2021 году запрещено менять световые приборы в фарах автомобиля на ксеноновые лампы, предназначенные для другого типа освещения. Например, установка ксенона в галогенные фары.

Такие манипуляции приводят к высокой аварийности, неправильный свет слепит водителей встречных авто. А у инспекторов ГИБДД появляется повод наказать нарушителя в виде оформления штрафа или лишения прав.

Если автомобиль предназначен для ксенона, на фарах обязательно присутствует отметка с буквой D.

То же самое касается монтажа в противотуманные фары. В 2021 году допускается заводская установка или смена световых приборов, если такая возможность предусмотрена производителем. Об этом укажет маркировка на фарах. Наличие буквы D дает зеленый свет ксенону.

В каких законах говорится о световых приборах авто

Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.

В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.

Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.

Причины запрета ксенона


Ксенон представляет собой газоразрядную лампу. Такие фары гарантируют хорошее освещение дорожного полотна, что создает комфорт при езде в темное время суток. Благодаря таким лампам езда в туман становится не столь экстремальной. Ксеноновые фары считаются очень надежными, гарантируют хороший обзор, долговечны и экономичны. В среднем они служат не меньше 4 лет.

Зная эти плюсы, многие автолюбители удивляются, почему газоразрядные лампы запрещены. Но с ними не согласятся те, кто хоть раз был ослеплен неправильно установленным ксеноном.

В чем же причина запрета самовольной установки ксенона в 2021 году?

  • Главная проблема неправильно установленного ксенона – ослепление водителей встречных авто. При кустарной установке на машины, не предназначенные для ксенона, луч света направлен не на дорогу, а во все стороны. Это, безусловно, увеличивает аварийность на дорогах. Машина светится издалека, а пользы от такого освещения нет.
  • Плохая видимость для самого обладателя незаконного ксенона. Заводские газоразрядные лампочки оснащены специальными отражателями, фильтрами, омывателями фар и другими важными элементами. Такой свет действительно мощнее, приятнее глазу, экономичнее. Но сами по себе лампы, установленные в фары другого типа, никаких плюсов не дают. Наоборот, такой свет гораздо слабее обычного.

Когда применяется штраф за ксеноновые лампы?

Грамотный адвокат способен вместо лишения ВУ помочь водителю получить только штраф за ксенон. Даже, если газоразрядные лампы установлены в автомобиле, непредусмотренном для ксеноновых световых приборов. Например, в фары, предназначенные для галогенных лампочек.

В случае фиксации нарушения сотрудниками ГИБДД установки ксеноновых световых приборов, юристы стремятся переквалифицировать первоначальное обвинение с третьей на первую часть статьи 12.5 КоАП.

  • В части 1 водителям вменяется управление автомобилем с неисправностями или при условиях, в которых пользоваться ТС запрещено. За это нарушение законом предусмотрено предупреждение или выплата 500 рублей штрафа.
  • В третьей части статьи речь идет об управлении авто, на котором установлены фары с красными огнями, световозвращающие приспособления того же цвета или приборы освещения, несоответствующие по цвету огней и режиму работы действующим нормам. В этом случае водителю грозит лишение прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев и конфискация нелегальных световых приборов.

Необходимость переквалификации статьи юристы мотивируют тем, что в инструкции к автомобилю не указано, что ксеноновый свет запрещен, а температура и цвет освещения не выходят за рамки ГОСТа.

Когда применятся лишение прав за ксенон?

Лишение прав – почти стопроцентный исход езды с незаконно установленным ксеноном в 2021 году. Чаще всего, именно такое решение принимает суд. При этом прав можно лишиться на период от 6 месяцев до 1 года.

Напомним, что если транспортное средство не предназначено для газоразрядных ламп, их нельзя устанавливать ни в обычные, ни в противотуманные фары. Также нарушением считается установка фар красного цвета.

Самое главное – руководствоваться техническими характеристиками своего транспортно средства и не нарушать существующие нормы.

Действия сотрудника ГИБДД в случае выявления нарушения

  • Визуально определив наличие незаконно установленного ксенона в 2021 году, инспектор осматривает автомобиль. При этом он может попросить водителя открыть капот.
  • Досмотр проводится с приглашением понятых. Если понятых нет, практикуется использование видеосъемки досмотра (правила досмотра регламентируются ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).
  • Сотрудник автоинспекции составляет протокол. В нем должна быть информация о водителе, автомобиле и самом сотруднике. При отсутствии важной информации, составление протокола может быть отложено на срок до двух суток с момента правонарушения. В течение 3 дней со дня составления документ направляется в суд.
  • Инспектор должен разъяснить водителю его права и обязанности.
  • Возможен демонтаж незаконных ксеноновых фар на месте и транспортировка автомобиля на штрафстоянку.
  • Затем протокол передается в мировой суд, где и выбирают меру наказания в виде штрафа за ксенон или лишения ВУ.

Действия водителя в случае выявления нарушения установки ксенона

Если автовладельца обвиняют в незаконной установке газоразрядных лампочек в 2021 году, он может действовать следующим образом:

  • Внимательно посмотреть удостоверения сотрудника ГИБДД, зафиксировать его данные. В том числе номер нагрудного жетона и телефон дежурной части.
  • Нужно проследить за правильностью проведения досмотра авто. Он должен проводиться при двух понятых или сниматься на видео (правила досмотра регламентируются ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).
  • В протоколе, составленном инспектором можно написать о своем несогласии с обвинениями. И указать конкретно, что именно зафиксировано неверно. Это пригодится при дальнейших судебных разбирательствах. Если просто не подписывать протокол, никаких плюсов для водителя не будет. Лучше сразу обозначить свою позицию.

Прекращение регистрации ТС за ксенон

Еще одной опасностью, которая поджидает любителей ксенона, является аннулирование регистрации на ТС. Делается это довольно просто: вместе с постановлением о правонарушении по ч. 1 ст. 12.5 сотрудник ГИБДД выдает предписание на устранение неполадок. Информация о данном предписании заносится в базу данных ГИБДД. Если при следующей остановке инспекторами ГИБДД будет обнаружено, что ксенон не демонтирован, то автомобиль могут снять с регистрации. В таком случае водителю придется перепроходить ТО и долгое время восстанавливать СТС.

Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?

Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.

Порядок получения водительских прав после лишения за ксенон в 2021 году

Вернуть права можно, руководствуясь положениями обновленных 20.10.2018 «Правил возврата ВУ» (Постановление Правительства № 1191). Удостоверение, отобранное за незаконный ксенон, возвращают при соблюдении двух условий:

  1. Водитель полностью оплатил штрафы за нарушения ПДД. Если задолженность отображается в информационной системе, но платеж можно подтвердить чеками и квитанциями – препятствием это не станет.
  2. Водитель успешно прошел теоретический экзамен на знание правил ПДД. Процедура и вопросы не отличаются от стандартной проверки при получении прав.

Медицинская справка не нужна. Освидетельствование потребуется, если сценарий лишения прав был более негативным, и к ксенону добавились алкогольные проблемы. Экзамен разрешено сдавать по истечению половины периода лишения прав.

В случае неудачной попытки – не ранее, чем через неделю.

В 2021 году права возвращают не ранее окончания установленного срока лишения за ксенон. Выдача производится по заявлению в отделении ГИБДД по месту исполнения постановления суда в день обращения.

Водитель имеет право обратиться за выдачей ВУ в другое подразделение. В этом случае заявление подается заранее: за 30 дней. На бланке указывают нужный адрес.

Если в период административного воздействия срок действия ВУ истек, обращаются в ГИБДД за получением нового документа. Один из способов подачи заявления – через портал Госуслуг.

Почему по закону за светодиоды и ЛЕД положен только штраф?

Рассматривать красные огни в рамках данной статьи не будем – здесь всё достаточно просто и разъяснять нечего. Но, как вы могли заметить выше, для возможности лишения прав должны выполняться два условия:

  • должен быть нарушен режим работы фар,
  • цвет огней должен быть иным, нежели белым, оранжевым или жёлтым.

Однако, проблема, которая актуальна даже на 2021 года, состоит в том, что большинство судей – особенно, мировых – воспринимают союз «и» в части 3 статьи 12.5 как «или». То есть прав могут лишить, не только если вы установили светодиодные лампы или ксенон в запрещённую для этого фару, и при этом цвет не отвечает требованиям ПДД, но и даже при нарушении одного из условий: либо режима работы, либо цвета огней.

Как видим, всё достаточно просто. И именно так, к сожалению, работает судебная система в России вплоть и на сегодня.

Штраф за ксенон и судебная практика

 

Если с лампами и маркировкой у вас всё в порядке, то нужно следить за их работоспособностью. Ведь за управление ТС с неработающей лампой возможна ответственность по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Санкция за данное нарушение штраф 500 рублей или предупреждение.

Но избежать штрафа можно. Правила дорожного движения разрешают движение с данной неисправностью до места стоянки или ремонта, приняв необходимые меры предосторожности. О том, что лампа перегорела в пути и вы движетесь до места, где устраните неисправность, необходимо сказать инспектору ГИБДД.

Если это не сработает и инспектор решит вас оформить, то это же стоит указывать в объяснениях в протоколе и в постановлении, а затем обжаловать постановление. Отменить его не должно составить труда.

Ещё одна тонкость против лишения прав

Между тем, касательно режима работы не всё так просто! Дело в том, что суды чаще всего несоответствие лампочки фаре принимают именно за нарушение режима работы. Однако, относить прямо эту характеристику световых приборов к комбинации цоколя ламп и конструкции фары тоже неверно. По крайней мере однозначно.

Но проблема в том, что определения режима работы нет ни в ПДД, ни в КоАП, ни даже в Техническом регламенте. Оно есть только в одном ГОСТе Р33997-2016, в его пункте 2.54:

Режим работы внешних световых приборов: совокупность характеристик функционирования внешних световых приборов КТС, отражающих алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения, его прерывистость или непрерывность.

Условия включения и выключения – это, собственно, управление фарами (как правило, рычагом под рулём), интенсивность излучения не говорит прямо о несоответствии типа ламп фаре, а прервывистость и непрерывность – это, к примеру, поворотники и ближний свет фар, либо габаритные огни и проблесковый маячок автомобиля спецслужб.

Как видим, если вы установили ксенон или LED-лампу в галогеновую фару, то такую характеристику, как режим работы это никак не меняет по определению. Таким образом, если в итоге цвет фар у вас, например, белый (но не синий), то вообще ни одно из двух условий части 3 статьи 12.5 для лишения прав за светодиоды или ксенон здесь не выполняется. Поэтому лишение прав по закону 2021 года никак не может быть назначено.

Но возвращаемся к сказанному о судебной практике и получаем то, что получаем…

Что грозит за нарушение в 2022 году – штраф или лишение прав?

До июня 2019 года инспекторы ГИБДД и судьи не особо церемонились с нарушителями. Автолюбителей с несоответствующей конструкцией в части световых приборов отправляли в суд, где им вменяли нарушение по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ – а впоследствии лишали водительских прав на срок от 6 месяцев до года.

«Прорыв» случился в июне 2019 года, сразу после выхода Постановления Пленума ВС РФ №20. Верховный Суд посчитал нужным разъяснить порядок применения наказаний за несоответствие источника света типу фары.

В Постановлении ВС РФ конкретизировал, за что суды вправе лишать водительских прав по 12.5.3 Кодекса. И если раньше достаточно было одного условия, то сейчас должны выполняться оба условия одновременно:

  • нарушение режима работы;
  • несоответствующий цвет огней.

В подтверждение этому процитируем абзац 4 пункта 6 ПП ВС РФ:

Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Ниже мы разберём, как это влияет на вынесение наказания по 12.5 КоАП на примере разных световых элементов.

Несоответствие световых приборов ГОСТу

За синие лампы

Синие лампы устанавливать нельзя – это противоречит требованиям п. 3.6 Правил. Равно как и Требованиям Технического регламента Таможенного Союза № 877 от 9 декабря 2011 года. Допустимые цвета – от белого до красного. Иных в законе не предусмотрено!

Нарушителей ожидает самое мягкое наказание по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:

  • штраф в 500 рублей;
  • предупреждение от инспектора ГИБДД (крайне редко).

Почему же здесь не могут лишить водительских прав? А потому, что, как мы указали выше, Верховный Суд разъяснил порядок применения наказаний по этой статье.

Приведем пример:

Сотрудник ДПС разглядел, что ваш автомобиль освещает дорогу огнями синего цвета. При остановке ТС и проверке фар выясняется, что вы действительно заменили стандартные галогеновые элементы на синие лампы. Одно условие части 3 ст. 12.5 КоАП выполняется, лицо инспектора ГИБДД уже расплылось в улыбке – галочка за лишение вас водительских прав сама идёт в руки.

Но второе условие, режим работы, безжалостно разбивает все надежды должностного лица, и играет в вашу пользу. Ведь режим работы – это не тип фары, а то, как мы видим работающий прибор. Он либо светит непрерывно, либо мигает как в случае с проблесковыми огнями автомобилей ДПС или дорожных служб. И этот самый режим работы светового прибора соблюдается (если лампочка исправна). Хоть лампа и синяя, но её свет непрерывно освещает площадь впереди автомобиля. А значит выполняется лишь одно условие из двух. И, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда, вас не могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 12.5 КоАП, где предусмотрено лишение прав водителя.

Вот такая логика! Но, к сожалению, её придерживаются не все судьи, от чего растёт число обжалований судейских решений.

За красные лампы спереди

Нарушителям также грозит штраф в 500 рублей.

«Виной» тому чёткая формулировка в ч. 3 ст. 12.5 Кодекса:

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Но, опять же, для лишения прав должны совпасть два условия: несоответствующий режим работы ламп и цветовая гамма лучей. С красным цветом всё понятно – такого освещения не должно быть спереди, а вот режим работы вряд ли окажется мерцающим или мигающим.

Остановивший вас инспектор ДПС установит факт несоответствия световых приборов Основным положениям к ПДД, и должен выписать постановление со штрафом.

Красные лампы спереди автомобиля

За светодиодные лампы (LED)

То же самое действует и в отношение светодиодных лампочек.

Водителю, который установил LED-лампы вместо галогеновых не по ГОСТу грозит штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Более суровая санкция в виде лишения водительских прав применяться не может.

Объяснение всё то же – цвет огней и режим их работы не идёт вразрез с Основными Положениями.

Светодиоды в фарах вместо галогена

Как избежать конфискации прав за ксенон?

Есть несколько путей избежать проблем с Госавтоинспекцией. Самым простым является, конечно, просто не устанавливать ксенон в свой автомобиль. Если все же очень хочется ездить на машине с ксеноновыми фарами, то лучше приобрести недорогую иномарку, завод-изготовитель которой предусмотрел возможность установки ксенона.

 

Если же и этот вариант не подходит, то остается 2 более сложных:

  1. Заменить не только лампы, но и сами рассеиватели, а также установить корректоры угла наклона и фароомыватели. После этого внесенные изменения нужно зарегистрировать в ГИБДД. Для этого придется пройти довольно долгий путь, который к тому же потребует и финансовых затрат. Вот небольшой алгоритм регистрации изменений в ГИБДД:
    • получение заключения от испытательной лаборатории о возможности внесения изменений авто;
    • получение дозволение технадзора на внесение изменений;
    • покупка лицензированных деталей и установка в лицензированном СТО;
    • повторное прохождение ТО;
    • повторное прохождение экспертизы испытательной лаборатории;
    • получение свидетельства о соответствии ТС стандартам безопасности в ГИБДД;
    • получение измененных СТС и ПТС.
  2. Еще один не менее проблемный способ заключается в том, чтобы установить ксенон незаконно и надеяться лишь на вынесение штрафа по ч. 1 ст. 12.5. Если оплатить штраф по ней в течение 20 дней, то его сумма составит всего 250 руб. Если же инспектор решит составить постановление по ч.3 ст. 12.5, то придется обжаловать это решение в суде. Дело в том, что в этом случае дело в любом случае направляется в суд, так как только судья может принять решение о лишении прав. О том, каким образом и на основе каких нормативно-правовых документов можно защитить свои права и не лишиться удостоверения, можно подробно прочесть в статье « Как избежать штрафа за ксенон? ».

Судебная практика

Ознакомиться с судебной практикой по использованию ксеноновых ламп можно в интернете: решения легко найти в свободном доступе.

В качестве примера рассмотрим реальное дело, в результате которого водитель за нелегальную установку ксеноновых ламп избежал лишения прав.

Мировой судья г. Челябинска вынес положительное для водителя постановление и ограничился только штрафом размером 500 рублей.

  1. В отношении Б. был выписан протокол о привлечении к ответственности по 12.5.3 КоАП РФ.
  2. Инспектор ГИБДД дал разъяснения относительно нарушения: сообщил, что Б. незаконно установил в фары своей машины газоразрядные лампы в нарушение Основных положений по допуску транспорта к эксплуатации.
  3. Б. в ходе судебного заседания сообщил о несогласии с данным протоколом. Основные доводы опирались на п. 3.6 Положений, указывающий, что ТС не допускается к эксплуатации, если в передних световых приборах установлены огни любого света, за исключением белого, желтого или оранжевого.
  4. Цвет ламп на автомобиле, принадлежащем Б., соответствует техническим требованиям и не противоречит закону.
  5. Б. удалось убедить судью, что квалификация правонарушения осуществлялась неправильно; в данной ситуации должны применяться нормы 12.5.1 КоАП РФ.
  6. Дело об административном правонарушении Б. было возвращено мировым судьей в отдел ГИБДД.
  7. Подразделение переквалифицировало нарушение и обязало Б. к административному штрафу по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Не всегда обстановка складывается благоприятно для водителя: лишение прав за незаконный ксенон встречается в судах гораздо чаще.

  1. Постановлением мирового судьи города Шахты вынесено постановление о лишении З. права управления ТС сроком на 6 месяцев.
  2. Автомобиль был остановлен инспектором ГИБДД в 2021 году после визуальной оценки несоответствия света фар требованиям ПДД. При досмотре установлен факт оснащения передних фар машины газоразрядными лампами.
  3. З. пытался аргументировать позицию защиты, сообщая, что ТС 2 месяца назад прошло техосмотр, а световое оборудование устанавливалось в официальном автосервисе. З. возражал, что у работников ГИБДД, потребовавших открыть капот после остановки машины, нет полномочий для проведения технического осмотра.
  4. Изучив материалы дела, мировой судья определил, что действия инспекторов по исследованию подкапотного пространства невозможно отнести к техническому осмотру: исправность автомобиля не проверялась.
  5. При досмотре ТС представителями ГИБДД выявлено отсутствие автоматического корректора фар, необходимого для соответствия фар с газоразрядными лампами ГОСТу.
  6. На основании информации в протоколе, вещественных доказательств (изъятых ксеноновых ламп и блока розжига), и ст. 12.5.3 Административного кодекса, было вынесено решение о лишении З. прав на 6 месяцев.

Стоит отметить, что модернизация машины под ксенон в 2021 году – дорогое удовольствие. Стоимость газоразрядных ламп и блока розжига, затраты на адаптирование фар и инсталляцию этого оборудования в разы превосходят цену пары самых лучших «галогенок». Переоборудование и согласование требует времени и сил, а обзавестись нелегальным ксеноном – это верный путь остаться на полгода без прав.

Так уж необходим пронзительно яркий свет и статусный облик автомобиля-ксеноносителя, каждый решает сам.

Параметры автомобиля для законной установки ксенона в 2022 году


Штатные осветительные приборы с ксеноном имеют соответствующую маркировку с буквой D в коде. Такая аббревиатура на отражателе указывает на возможность использования газоразрядных ламп в сочетании с линзами или специальными рефлекторами.

  1. DC/DR – фара устроена под использование двух отдельных ламп: ближнего и дальнего света.
  2. DCR – фара с двухрежимной лампочкой для дальнего и ближнего света.
  3. DC/HR – ксеноновым может быть только ближний свет; использовать этот тип ламп для дальнего света – недопустимо.
  4. HC/HR– если этот код стоит на фаре автомобиля, выпущенного в Японии, использование газоразрядных ламп разрешается. Для машины европейского производства код означает запрет для ксенона.

Ставить ксенон в осветительные приборы с маркировкой HC, HR, HC/R, противотуманки и задние фары – нельзя. Вместе с правами можно лишиться рефлектора и повредить проводку автомобиля.

Эксплуатация ксеноновых ламп в 2021 году разрешена, если оборудование установлено «легально». Гарантия законного статуса допускается в двух случаях:

  1. В световые приборы ксенон установлен производителем.
  2. Фары под газоразрядное освещение вмонтированы в машину при модернизации. Законность и безопасность переоборудования подлежит согласованию в ГИБДД.

Автомобиль для законной адаптации под ксеноновые излучатели должен соответствовать:

  1. Основным положениям к допуску ТС к эксплуатации (Пост. 1090 «О ПДД»).
  2. Приложению 9 Тех. Регламента ТС «О безопасности КТС».
  3. Разъяснениям ДОБДД от 20.02.2010 «Об использовании «ксеноновых» фар».
  4. Письму ФГУП НИИАЭ от 16.06.2009 №132/С.

Для легализации и безопасности ксеноновых излучателей, установленных в автомобиль, не имеющий этой опции при заводском изготовлении, потребуется узаконить дополнительный монтаж установки омывателя фар и автокорректора угла их наклона.

На основании данных о переоборудовании, номера свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (СКТС) необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия автомобиля (п.4 ст.15 №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности ДД»).

Нужен ли омыватель фар и автокорректор для ксенона?

Второй момент — обязательное наличие автокорректора и фароочистителя для ксенона. Впрочем, дело тут не в самом ксеноне, а в мощности светового потока излучения, который почти у любых ксеноновых ламп составляет более 2 000 люмен. Это число — граница дозволенности отсутствия автокорректора и омывателя фар.

Но главное здесь в том, что без разницы, стоит ксенон в противотуманных фарах или же обычном головном свете с таким количеством светового потока. В Техрегламенте отдельно приводятся противотуманки с ксеноном:

1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ТР ТС 018/2011 164 ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.

И самое интересное описано в примечании к пункту 1.3.7 Техрегламента:

Примечание: Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.

При каких условиях автокорректор и омыватель не нужны?

Но есть ещё небольшой ряд типов газоразрядных ламп, которые иногда имеют мощность светового потока всё же менее 2 000 люмен. Для них не нужны омыватель ПТФ и автокорректор.

К таким лампам относятся, к примеру, типы D8S и D6S. В целом, лампы, имеющие номинальную мощность менее 25 Ватт, нередко (но не всегда) светят пучком менее 2 000 люмен.

Однако, минус таких ламп заключается в том, что если Вы задались целью повышения видимости от противотуманок с ксеноном, то добиться таковой с лампами мощностью 25 Ватт и менее практически нельзя — они не светят.

Заключение

Несмотря на то, что сам по себе ксенон законом не запрещен, устанавливать его в автомобили, не предназначенные для этого, нельзя. Штраф за нарушение этого запрета, конечно, небольшой, однако на практике инспекторы и судьи выносят более строгое наказание по схожей статье. В таком случае, защитить свои права без помощи автоюриста будет довольно сложно.