Правила перевозки детей в автомобиле 2022: новые изменения в ПДД

Закон о перевозке детей в автомобиле

Если вы планируете перевозить своих детей в машине, важно соблюдать требования и правила перевозки детей в автомобиле, прописанные в ПДД.
Согласно требованиям, несовершеннолетние пассажиры могут ехать только в салоне легкового либо в кабине грузового автомобиля (перевозка детей в кузове грузового автомобиля в прицепе запрещена). Также запрещена перевозка детей на заднем сидении мотоцикла. Нельзя перевозить детей на руках, поскольку в ситуациях, возникающих при столкновении, даже при небольшой скорости машины, вес маленького пассажира увеличивается в несколько раз, и удержать его на руках крайне сложно. Максимальную безопасность ребенка во время движения обеспечивает только автокресло. Поэтому не нарушайте правила, какими бы благими не казались ваши намерения
Отметим, что количество перевозимых детей больше восьми человек допускают только в автобусе. Его водитель должен имеет специальное разрешение, выданное соответствующими инстанциями на выполнение перевозок такого типа.
Изменения в ПДД
Правила дорожного движения, касающиеся особенностей перевозки детей в автомобилях, начали действовать с 12 июля 2017 года, с тех пор никаких изменений не возникло. В 2017 году ввели новые штрафы за оставление маленьких пассажиров без присмотра взрослых в машине, также изменились правила использования детских автокресел в транспортном средстве и перевозки детей до 7 и от 7 до 11 лет, появились новые штрафы за нарушения правил перевозки детей в автомобиле.
Итак, разберем все по порядку. В автомобиле, оснащенном ремнями безопасности, перевозка детей до 12-и лет возможна только при использовании специального удерживающего устройства. Это может быть специальное кресло, либо автомобильная люлька (в зависимости от возраста ребенка).
Грудные дети обязаны находиться в люльке, установленной на заднем ряду кресел. Ребенок до 7 лет – в специальном автомобильном кресле. С 7 до 12 лет ребенок может находиться как в автомобильном кресле, так и в специальном удерживающем устройстве.

Перевозка детей до 1 года


Транспортировка новорожденного или малыша до 1 года – крайне важный вопрос, который необходимо решать уже через несколько дней после рождения. Необходимо каким-либо образом перевезти ребенка из роддома домой. Для этого чаще всего используется легковой транспорт.

По ПДД, все пассажиры до 7 лет всегда транспортируются в авто с использованием дополнительных удерживающих конструкций. Они крепко фиксирует тело на месте и обеспечивают безопасность во время движения. В эту же категорию входят новорожденные.

В роли фиксатора чаще всего используют особые автомобильные кресла, которые размещаются на стандартном сидении транспортного средства. Существует множество кресел различных конструкций и конфигураций. Выбор обычно делается исходя из целей, возраста ребенка и его веса.

Некоторое время назад в Правилах дорожного движения вообще не было требований по правильному перемещению маленьких пассажиров. Все привыкли к тому, что малыша просто сажают на коленки взрослому сопровождающему. Но сегодня, когда определенные нормативные акты все-таки имеются, вопрос транспортировки грудных младенцев возникает достаточно часто.

Нередко родители считают, что новорожденному еще рано садиться в специальное кресло. И по этой причине принимается ошибочное решение о транспортировке младенца в руках. Если ранее это было вполне разумно, учитывая относительно небольшую транспортную загрузку на дорогах, то сегодня это крайне опасное и рискованное решение. Автомобиль не зря признан самым опасным средством передвижения, которое регулярно попадает в аварии и разного рода ДТП.

При столкновении с препятствием вес ребенка может многократно увеличиться, так что удержать его в руках может быть попросту невозможно. Многие полагают, что они-то справятся с легким малышом даже при серьезном столкновении. Но на практике, подготовиться к подобной нагрузке практически невозможно. А неожиданный толчок практически гарантированно выбивает малыша из рук родителя.

Сила инерции будет слишком высокой. Даже на скорости 60 км/ч при резкой остановке обычный 3-киллограмовый младенец создаст такую же нагрузку, как груз весом 100 кг. А учитывая внезапность возникновения аварийной ситуации, шансы удержать малыша в руках близки к нулю.

Отдельно стоит учитывать возможность получения серьезных травм самим взрослым. Из-за удара или увечий он может оказаться неспособным обеспечить ребенку нужный уровень безопасности. Таким образом, только качественное техническое оборудование убережет малыша от травм.

Перевозка детей до 7 лет


Люди до 7 лет обязательно должны перевозиться в легковых авто или кабинах грузовых авто. Причем крайне важно, чтобы салон предусматривал особые ремни безопасности, а также удерживающую установку по типу ISOFIX. Другими словами, пассажиры до 7 лет обязаны располагаться в автокреслах или же ином аналогичном устройстве, прочно установленном внутри салона при помощи штатных ремней.

Используемые системы для перевозки детей 7 лет в автомобиле в 2022 году обязаны соответствовать указанным в ПДД нормам, так как иначе безопасность не может быть гарантирована. Несоблюдение требований приведет к выписке штрафа.

7–11 лет

Если пассажиру от 7 до 11 лет, то перевозить его можно только с помощью удерживающий устройств, подобранных в соответствии с весом и ростом. Такие системы должны быть установлены согласно правилам эксплуатации. Если малыш будет находиться на заднем сиденье, то можно обойтись ремнем безопасности. Но на переднем несовершеннолетний должен сидеть исключительно в автокресле.

Старше 12 лет

К передвижению граждан в возрасте старше 12 лет предъявляют такие же требования, как и к транспортировке взрослых. Это значит, что их достаточно пристегнуть ремнем.

В такси и общественном транспорте

Перевозка детей более 8 человек считается организованной. В таком случае начинают действовать другие правила:

  • Путешествие должно проходить в автобусе, не в маршрутке;
  • Водителю необходимо специальное разрешение органов власти на перевоз ребят;
  • Езда детей без взрослых запрещена;
  • Передвижение группы на 3-х автобусах и более сопровождается машинами автоинспекции. При этом заранее согласовывается маршрут, время и данные водителей и родителей.

Что касается такси, так в этой части никаких особенностей законодатель не прописал, поэтому правила те же, что и для обычных автомобилей.

пристегнутый ребенок

Вызывая службу, нужно предупредить диспетчера, что в машине будет ребенок и что понадобиться для него автокресло. Так, родитель не будет лишний раз волноваться за свое чадо, да и препирательств по поводу оплаты штрафа с водителем в случае остановки авто сотрудником ГИБДД можно будет избежать.

Можно ли сажать ребенка вперед

В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.

Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.

</p>
<p>В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье.</p>
<p>  </p>
<p>
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. (Фото: Фотобанк Лори)

Как выбрать автокресло и бустер

Технические характеристики к детским удерживающим устройствам прописаны в ГОСТах. Там же указана градация автокресел по группам и весу ребенка. По последнему критерию законодатели выделяют пять групп: 0 (до 10 кг), 0 плюс (до 13 кг), I (9-18 кг), II (15-25 кг) и III (22-36 кг).

Как пояснили Autonews.ru в МВД России, бустер относится к последней категории удерживающих устройств и предназначен для перевозки детей 6-10 лет. Устройство также крепится на сиденье автомобиля с помощью ремня безопасности или крепления ISOFIX. Многие бустеры оснащены подлокотниками, а также имеют специальный фиксатор для настройки ремня безопасности по высоте.

«При этом следует учесть, что адаптеры ремней безопасности (так называемые «направляющие лямки» и бустерные подушки), которые ранее позиционировались как детские удерживающие устройства и рекомендовались производителями и продавцами для использования при перевозке детей, таковыми не являются», — объяснили в ведомстве.

Для российских органов сертификации нет никаких оснований для оформления сертификатов адаптеров в качестве детских удерживающих устройств. Однако в магазинах продолжается реализация данной продукции именно в качестве основного устройства. «Это вводит в заблуждение потребителей и представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей-пассажиров. Госавтоинспекция отмечает, что, согласно проведенным испытаниям, адаптеры ремней безопасности и «направляющие лямки» не обеспечивают в должной мере защиту ребенка в случае ДТП», — сообщили в МВД.

</p>
<p>Технические характеристики к детским удерживающим устройствам прописаны в ГОСТах. Там же указана градация автокресел по группам и весу ребенка.</p>
<p>
Технические характеристики к детским удерживающим устройствам прописаны в ГОСТах. Там же указана градация автокресел по группам и весу ребенка. (Фото: Shutterstock)

Как правильно перевозить детей в автомобиле

Несовершеннолетние пассажиры могут ехать исключительно в салоне легковой машины или же в кабине грузовика. В кузове или в прицепе транспортировать малолетних нельзя.Перевозить детей на руках категорически запрещено, поскольку вес ребенка в момент столкновения увеличивается во много раз и удержать юного пассажира практически невозможно. В связи с этим для безопасности ребенка придуманы специальные автокресла и подобные удерживающие устройства.Как сказано в ПДД РФ, перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованном ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX (это встроенные в кресло металлические направляющие с замочками на конце), должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно — с использованием детских удерживающих устройств или же ремней безопасности. Однако если ребенок едет на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен детским удерживающим устройством.

Какое автокресло использовать?

Для перевозки детей в автомобиле по ПДД 2022 года может использоваться ряд специализированных устройств, предполагающих усиленную фиксацию тела в правильном положении.

Это может быть стандартное автомобильное кресло или же автолюлька. Конструкции крепятся внутри салона при помощи ремешков или скоб. Крепежи всегда должны размещаться перпендикулярно направлению перемещения авто.

Крепежи выбираются по росту, возрасту и весу пассажира. Автолюльки традиционно принято использовать до 6 месяцев. Люльки гарантируют комфорт и безопасность младенца, надежно поддерживая голову и при этом не деформируя позвоночник. Крепится устройство при помощи прочных ремешков к сидению на заднем ряду. В качестве основного недостатка автолюлек принято выделять габаритность решения.

В возрасте от 6 месяцев до 7 лет обязательным элементом будет традиционное детское автомобильное кресло. С 7 до 11 лет безопасность обеспечивается тем же автокреслом или специализированной фиксирующей системой.

Автокресло может устанавливаться на заднем или на переднем ряду кресел. Во втором случае обязательно стоит позаботиться об отключении соответствующих подушек безопасности, так как в случае их срабатывания высок риск ударить малыша. На пассажиров старше 12 лет ростом более 150 см это правило не распространяется. Для них активированная подушка безопасности при перемещении на переднем сидении является одним из условий.

Если нет желания переходить от люльки к креслу, можно сразу приобрести универсальное устройство. Сейчас в продаже представлено немало продуманных конструкций, которые можно использовать для транспортировки маленьких пассажиров с первых месяцев жизни.

В них предусматривается отклоненная на 45 градусов спинка, которая позволяет снять лишнюю нагрузку с неокрепших мышц и костных тканей. Такое решение лучше всего фиксировать на центральном сидении заднего ряда кресел. По заверениям специалистов, это место является наиболее безопасным в авто.

В отдельную категорию принято относить системы ISOFIX, которые позволяют надежно установить дополнительные устройства в автомобиле без применения стандартных ремней безопасности. Ранее за такой подход могли оштрафовать, однако новая редакция Правил не предусматривает никаких санкций.

На данный момент система ISOFIX полностью соответствует нормам Таможенного союза и может использоваться в качестве средства для безопасной транспортировки маленьких пассажиров.

Описанная конструкция существенно упрощает процедуру фиксации ребенка. Ремни не перекручиваются и не спутываются между собой. Не возникает никаких проблем, связанных со слишком слабым или слишком сильным натяжением.

Система ISOFIX представляет собой продуманную до мелочей конструкцию, которую невозможно разместить в авто неправильно. Дополнительным преимуществом можно считать то, что в новых машинах нередко уже предусматриваются жесткие скобы для установки дополнительных агрегатов.

Бустер


Помимо стандартных кресел и систем ISOFIX правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году разрешают бустеры. Это специальные конструкции с жестким сидением подставками для локтей. Спинки в данном случае не предусматривается.

Малышей младше 7 лет возить в таком агрегате запрещено, однако более взрослая категория вполне может применять бустеры в качестве дополнительного удерживающего компонента.

При этом даже в таком случае бустер не будет основной опорой – он лишь поможет штатным ремням безопасности более эффективно выполнять свои функции. Особенно конструкция полезна для пассажиров небольшого роста, которым ремень безопасности при обычном использовании может впиваться в шею.

Если оставить проблему нерешенной, при резком торможении пассажир рискует получить серьезную травму. Бустер же выступает в качестве своеобразной подложки, обеспечивая комфорт и безопасность.

Изменения в 2022 году в перевозке детей в автомобиле

Основные требования уже очень давно прописаны в ПДД. Но в 2017 году нормы были подвержены некоторым изменениям в рамках общих поправок.

Прежде всего, правки коснулись максимального возраста, при котором использование фиксирующего оборудования является обязательным. Причем под подобным оборудованием понимается не только стандартное кресло, но также бустер, автолюлька и другие аналогичные конструкции.

Ранее людей до 12 лет нужно было возить в авто исключительно в особых креслах. Новые правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году предполагают сокращение максимального возраста до 7 лет. Впрочем, для категории от 7 до 12 лет было решено предусмотреть особенные правила.

Нормы перемещения пассажиров младше 7 лет не изменились. Все также требуется применение фиксирующих устройств на сидениях переднего и заднего ряда. Пассажиров до 12 лет перевозят на заднем ряду, ограничиваясь стандартным ремнем безопасности. Движение на переднем ряду потребует специализированного оборудования для фиксации.

Люди старше 12 лет могут свободно ездить в авто, пристегиваясь стандартным ремнем. Как и для взрослых, этого хватает для обеспечения безопасности.

В ПДД старого образца были упомянуты некие «иные устройства», заменяющие автокресла. Сейчас подобной классификации нет, поскольку применяется общий термин «детские удерживающие устройства».

В старой версии правил не предусматривались требования по установке устройства в салоне машины. Теперь же появилась обязанность пристегивать ребенка и располагать кресло исключительно в соответствии с инструкцией к конкретному оборудованию. Только так можно гарантировать полную безопасность и комфорт.

Размер штрафов

В качестве наказания за перевозку детей без специального оборудования предусмотрен штраф.

В 2013 году его сумма резко выросла, и на данный момент она составляет:

  • 3000 рублей физлицам;
  • 25000 рублей должностным лицам;
  • 100000 рублей юрлицам;

Сумма штрафа специально приравнена к примерной стоимости самых дешевых автокресел. Тогда большинство водителей задумаются – зачем платить взыскания, когда за эти же деньги можно приобрести кресло и ездить спокойно? Самое простое устройство лучше, чем отсутствие хоть какого-нибудь средства защиты вовсе.

Сотрудник ГИБДД остановил авто

Остановить и оштрафовать вас может любой сотрудник ГИБДД. Автомобиль оборудован креслом, но ребёнок не находится там? Инспектор так же имеет право вас оштрафовать. Оштрафуют и за непристёгнутого ребёнка на заднем сидении, даже если ему больше 12 лет.

На это взыскание распространяется скидка 50%, при оплате в течение 20 дней.

Важно! Водитель такси откажется везти вас с ребёнком без детского кресла, ведь ему грозит серьёзный штраф, а в случае ДТП уголовная ответственность. Вызывая такси, заранее сообщайте, что поедете с малолетним пассажиром, и вам подберут автомобиль, оборудованный креслом.

Отсутствие детского кресла

В настоящее время размеры штрафов за провоз несовершеннолетних пассажиров с нарушениями впечатляют:

  • 3000 руб. — для обычных водителей;
  • 25000 руб. — для ответственных должностных лиц;
  • 100000 руб. — для юридических организаций.

Паркуешься на газоне тротуаре месте для инвалидов – приготовь деньги для штрафа?

Сумма штрафа стала приравниваться к цене среднестатистического удерживающего устройства. Водителям стало выгоднее приобрести кресло, чем оплачивать постановления каждый раз при остановке должностных лиц.

Санкции будут в половину меньше, если погасить задолженность в первые 20 дней после вынесения.

Ребенок не пристегнут в кресле

Наказание за данное нарушение такое же, как и за отсутствие специального приспособления – 3000 руб. Если водителя оштрафовали однажды за данный факт, это не означает, что он может продолжать движение, не исправив ситуацию. Его имеет право остановить другой инспектор ГИБДД и также вынести наказание.

Санкции последуют и в таких случаях:

  • Ребенок находится в руках взрослого пассажира, даже если он пристегнутый;
  • Установленное в машине удерживающее устройство мало по размеру его владельцу;
  • Малыш путешествует в кресле, но не пристегнутый;
  • В одном кресле едут два и более пассажира;
  • Ремни безопасности, предусмотренные конструкцией автомобиля, сняты.

Если перевозится несколько детей без автокресел или непристегнутыми, то штраф будет один, поскольку нарушение одно.

Специальное кресло для удержания ребенка – необходимый атрибут при транспортировке, который в случае ДТП способен спасти жизнь малышу. Водитель должен не бояться санкций за его отсутствие, а предпринять все необходимые меры, чтобы обезопасить несовершеннолетнего пассажира.

Почему запрещено ездить без кресла

Многие беспечные родители по-прежнему не видят смысла приобретать дорогостоящее автокресло, игнорируя требования. Действуя так халатно, они подвергают чадо большой опасности, рискуя заплатить высокую цену. Почему запрещено ездить без кресла и для чего оно нужно?

Из видео вы узнаете какой штраф грозит за отсутствие детского кресла:

Безопасность

Дети – самые уязвимые пассажиры. Из-за маленького веса, во время ДТП удар тела гораздо сильнее. Малыши получают смертельные травмы. Многочисленные краш-тесты показывают: при резком торможении, даже на небольшой скорости, манекен либо сильно ударяется о спинку переднего сидения, либо вовсе вылетает через лобовое стекло, падая в нескольких метрах от машины.

Ребенок в автокресле

Штатная автомобильная защита – ремни и подушки, рассчитана на взрослых, поэтому не способна обезопасить маленьких пассажиров. Необходимо дополнительное устройство, обеспечивающем полную безопасность.

Внимание! Некоторые родители не видят необходимости платить за автокресло, когда младенца можно держать на руках. Однако при резком столкновении удержать малыша практически невозможно – вес его тела увеличивается на 20 килограмм!

Удобство ребёнка

Современные автокресла сконструированы для максимального комфорта маленького пассажира. Просто сидеть или спать в специальном мягком устройстве гораздо удобнее, чем просто на сидении автомобиля.

Ребенок в автокресле

Кресла позволяют удобно разместить новорожденных малышей, а маме во время поездки не нужно держать его на руках. Многие кресла разбираются – спящего малыша не обязательно будить по окончании поездки. Родители вынимают его из кресла вместе с люлькой и берут с собой.

Какие детские удерживающие устройства разрешены ГИБДД?

Как мы видели в ПДД, автокресла должны «соответствовать весу и росту ребенка», а также размещение детей обязано соответствовать «инструкции по эксплуатации» кресла. Других норм Правил дорожного движения не предполагают, а значит и наказания за другие нарушения быть не может.

Но все же, что будет являться «креслом», а что нет? Ненадолго отвлечемся от юридических аспектов и посмотрим на вопрос практически. Какие бывают самые распространенные удерживающие устройства:

  • Люльки для младенцев.
  • Полноценное автокресло.
  • Бустер — кресло, не предполагающее наличие спинки.
  • Различные адаптеры, предназначенные для использования «взрослых» ремней для детей.

На примере этих четырех основных категорий и рассмотрим возможные параметры детских автокресел.

Допустимы ли для перевозки детей адаптеры?

Чтобы назвать адаптер креслом, нужно иметь довольно нетривиальную фантазию. И все же эти устройства постоянно рассматривают вместе, продают под одними категориями и всячески роднят между собой.

Давайте исходить из практических соображений – ни один инспектор ГИБДД (ГАИ, ДПС) никогда не признает адаптер креслом, даже если в правилах и нет такого слова, а есть «удерживающее устройство (система)». Значит ли это, что их применение недопустимо?

Нет. Вспомним п.22.9 ПДД. Детей от 7 до 11 (включительно) на заднем сидении можно перевозить без кресел, но пристегнутыми ремнями безопасности. Не каждый «взрослый» ремень регулируется под детские размеры и, если инспектор обнаружит ремень, идущий, например, через шею, лицо и другие неподходящие части тела ребенка, он вряд ли признает, что ПДД исполняются. Тут адаптер сыграет свою положительную роль, и не в последнюю очередь с точки зрения реальной безопасности. Далее к вопросам адаптеров возвращаться не будем.

Люльки, кресла, бустеры – допустимы ли они?

Следующая сложность рассматриваемого вопроса, как ни странно, в объемности Правил ООН N 44-04. Если кто-то из читателей собирается производить детские кресла, испытывать их или проводить иные сложные манипуляции, придется изучать все тонкости этого документа. Для простых пользователей автокресел придется посмотреть на ситуацию упрощенно.

В расшифровке термина «удерживающее устройство» Правила ООН №44-04 указано, что к ним относится совокупность различных элементов (лямок, пряжек, ремней, регулируемых устройств и пр.), а также предполагаемых в некоторых случаях дополнительных устройств:

  • детских люлек;
  • детских кресел;
  • дополнительных сидений;
  • защитных экранов.

То есть люльки и кресла указаны однозначно, а «дополнительные сидения» вполне могут означать и т.н. бустеры. Значит все рассматриваемые варианты допустимы, вопрос лишь в каком случае.

Предупреждение штрафов

Какой размер штрафа если ребенок не в детском кресле

Стараться избежать штрафа нужно только путем соблюдения требований ПДД. Это позволит организовать безопасную и комфортную поездку для ребенка.

Основные требования законодательства состоят из нескольких пунктов:

  1. Дети до 7 лет могут перемещаться на автомобиле только в спецкресле или люльке. Эти устройства нужно подбирать по их весу и росту. Если ребенок нужно едет спереди, необходимо при возможности выключить подушку безопасности.
  2. Детям 7-12 лет включительно разрешают ехать без кресла только на местах заднего ряда. Это допущение касается и крупных детей, для которых сложно подобрать подходящее удерживающее приспособление.
  3. Запрещается ездить детям до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

В инструкции по эксплуатации к каждому удерживающему устройству более детально описаны правила его применения и закрепления. Но главным из них является то, что при движении само кресло должно быть пристегнуто ремнями безопасности. Это правило следует соблюдать как при дальних поездках, так и при передвижении на короткие дистанции.

Под запретом и перевозка ребенка на руках у взрослого человека, даже когда оба пристегнуты стандартным ремнем.

Правила автоперевозки детей одинаковые как для легкового авто, так и для кабин грузового транспорта. Всегда необходимо усаживать ребенка в кресло.