Аккумулятор для мотоцикла: разновидности и типы батарей, как правильно выбрать АКБ для мототехники

Виды аккумуляторов для мотоцикла

Все мотоциклетные батареи делятся на 2 группы – кислотные и гелевые (GEL).

Гелевые агрегаты наиболее дорогие. В качестве начинки также используется кислота, но при контакте с пластинами она преобразуется в гель. Достоинств у такого варианта много:

  • наибольший срок службы;
  • отсутствие необходимости в обслуживании;
  • электролит не вытечет даже из поврежденного корпуса.

Несмотря на все эти достоинства, и такие батареи нуждаются в периодической подзарядке. Зарядное устройство должно быть специальным.

В группу кислотных аккумуляторов относятся агрегаты WET и AGM (Absorbent Glass Mat).

Классический вариант WET привлекателен низкой стоимостью, но имеет ряд недостатков:

  • наименьший срок эксплуатации;
  • необходимость в регулярной проверке уровня электролита и его доливке (при наличии такой возможности);
  • неустойчивость к глубокому разряду.

Стоимость кислотных батарей AGM на порядок выше, но это окупается большей их надежностью и стабильностью, достойным сроком службы, высоким пусковым током. Кислота замерзает и не испаряется, поэтому ее доливка не требуется, а агрегаты называют необслуживаемыми. Не обходится и без недостатков:

  • необходимо качественное зарядное устройство;
  • аккумулятор чувствителен к перепадам напряжения.

Аккумулятор для мотоцикла

Технические характеристики аккумулятора для мотоцикла

При выборе необходимо опираться на технические характеристики агрегата. Помимо типа батареи, значение имеют следующие параметры:

  • Емкость. Эта величина должна быть ориентирована на объем двигателя мотоцикла. Важно учитывать, что рассчитывать емкость аккумулятора нужно с запасом.
  • Пусковой ток. У большинства аккумуляторов эта величина равна 12 В и связана с их емкостью. Значение 6 В свойственно маломощным скутерам.
  • Клеммы. Производители выполняют клеммы для подключения в различных вариантах. При покупке нужно ориентироваться на модель транспорта и типоразмер прежнего агрегата.
  • Полярность. Она может быть прямой или обратной. В первом случае «+» расположен слева, а «-» – справа.
  • Габариты. Этот параметр аккумулятора должен быть ориентирован на штатное место для его установки.
  • Корпус. Аккумулятору нужно выдерживать погодные условия и вибрацию, поэтому важна герметичность, защита антивибрационная и от опрокидывания.

Лучшие бюджетные аккумуляторы для мотоциклов

Подобные модели стоят около 2500-3000 рублей. Показатели емкости и пускового тока дают возможность использовать такие АКБ в мототехнике, предназначенной для нерегулярных поездок или не оснащенной требовательной электроникой.

Delta CT 1209.1 AGM

Использование технологии AGM обусловливает простоту обслуживания и полную герметичность аккумулятора. Отсутствие риска утечки электролита также продлевает срок эксплуатации батареи, а легированные кальцием свинцовые пластины гарантируют высокую прочность решетки.

Емкость устройства составляет 9 А·ч, стартерный ток — 115 А. Корпус прибора устойчив к воздействию низких температур и к механическим повреждениям. Он выполнен из ABS-пластика, что минимизирует вероятность возгорания. Установка в любом положении делает возможной эксплуатацию совместно с различной мототехникой.

Достоинства:

  • низкий уровень саморазряда;
  • морозостойкость;
  • не требует доливания дистиллята;
  • прочный корпус;
  • простота установки.

Недостатки:

  • крупные габариты.

Delta CT 1209.1 AGM подойдет для использования в сложных климатических условиях. Аккумулятор может быть установлен на мотоциклы, снегоходы, скутеры, мотовездеходы и другую технику.

Atom YTX16-BS-1 MF

Корпус прибора обладает специальным слоем изоляции, предохраняющим его от воздействия низких температур или попадания влаги. Он также предотвращает вытекание рабочей жидкости при механических повреждениях аккумулятора и его самопроизвольное возгорание.

Емкость батареи 14 А·ч, напряжение — 12 В. Компактные размеры позволяют устанавливать устройство на различную мототехнику, что делает АКБ универсальным. Atom не требует технического обслуживания и может длительное время храниться в нерабочем состоянии без риска выхода из строя.

Достоинства:

  • ударопрочность;
  • морозоустойчивость;
  • герметичный корпус;
  • большая емкость при малых габаритах.

Недостатки:

  • требует регулярного обслуживания.

Atom YTX16-BS-1 MF рекомендован владельцам мотоциклов, скутеров или квадроциклов. Отличный выбор владельцев моделей производства Suzuki, Kawasaki, BMW, Honda, Yamaha и других крупных концернов.

Red Energy DS 1208 GEL

Благодаря встроенному индикатору уровня заряда пользователю доступна актуальная информация о состоянии аккумулятора. Устойчивость к циклической эксплуатации позволяет батарее сохранять емкость на протяжении нескольких сезонов и быстро восстановиться после глубокой разрядки.

Объем АКБ составляет 8 А·ч, пусковой ток — 120 А. Удобство установки и использования обеспечивает наличие VRLA-клапанов и светодиодного дисплея. Он отображает текущие показатели напряжения и время нахождения прибора в эксплуатации, что облегчает контроль работы и обслуживание.

Достоинства:

  • длительный срок хранения;
  • быстрое восстановление;
  • информативный LCD-дисплей;
  • термоустойчивость;
  • простой монтаж.

Недостатки:

  • чувствительность к перепадам напряжения.

Red Energy DS 1208 GEL стоит приобрести владельцам мотоциклов, гидроциклов или снегоходов. Универсальное решение для использования в различных условиях.

Лучшие мото аккумуляторы премиум-класса

Такие модели отличаются высокими показателями емкости и пускового тока. Они предназначены для установки в мототехнику, эксплуатируемую в сложных климатических условиях или регулярно подвергаемую большой нагрузке. Поэтому к особенностям АКБ подобного типа следует отнести герметичность и повышенную износостойкость.

Deka ETX30LA

Стекловолоконные пористые сепараторы аккумулятора гарантируют поглощение и удержание электролита. Это способствует стабильной работе прибора в условиях сильной тряски, полной герметичности и высокой мощности со старта.

Объем накопителя составляет 26 А·ч, пусковой ток — 400 А. Модель не теряет емкости при длительном хранении. После пребывания в разряженном состоянии в течение месяца Deka ETX30LA восполняет запас энергии на 100%.

Достоинства:

  • отсутствие сульфатации;
  • долгий срок службы;
  • не требует обслуживания;
  • низкий саморазряд;
  • виброустойчивость.

Недостатки:

  • высокая стоимость.

Аккумулятор Deka может быть установлен в наземную или водную мототехнику. Рекомендован к приобретению владельцам мотоциклов Harley-Davidson, гидроциклов Bombardier и подобных им моделей.

Yuasa YIX30L-BS

Корпус и крышка прибора выполнены из полипропилена, что исключает коррозию и гарантирует устойчивость к воздействию масел и бензина, а также к механическим повреждениям. Модель практически не требует технического обслуживания и заливается водой всего один раз — перед началом эксплуатации.

Емкость батареи составляет 30 А·ч, масса — 9,9 кг. К другим особенностям аккумулятора стоит отнести стабильную работу в любых условиях. Она обеспечивается благодаря термоустойчивости и антивибрационным свойствам. Нижняя часть корпуса укреплена специальным поддоном из стеклопластика, выдерживающим и смягчающим удары большой силы.

Достоинства:

  • быстрый запуск двигателя;
  • отсутствие ржавчины;
  • теплоизоляционное покрытие;
  • простота обслуживания;
  • низкий саморазряд.

Недостатки:

  • чувствительность к перезарядке.

Yuasa YIX30L-BS обладает универсальными размерами для установки в мототехнику различного типа. Удачный выбор для владельцев мотоциклов, скутеров, гидроциклов и снегоходов производства Aprilia, Cagiva, BMW, Ducati, Suzuki и др.

Exide AGM 12-31

Особенностью модели является наличие в ее конструкции абсорбирующего сепаратора из стекловолокна. Он поглощает электролит и исключает необходимость регулярного технического обслуживания прибора. Накопитель может быть установлен под углом до 90 градусов, что делает его совместимым с различной техникой.

Объем аккумулятора составляет 30 А·ч, стартовый ток — 430 А. Повышенная пусковая мощность гарантирует стабильное зажигание двигателя в сложных климатических условиях. Безопасность и стабильность использования обеспечиваются отсутствием газовыделения в процессе зарядки и устойчивости к возгоранию.

Достоинства:

  • низкий уровень саморазряда;
  • долговечность;
  • термоустойчивость;
  • большая емкость;
  • безопасность эксплуатации.

Недостатки:

  • крупные габариты.

Exide AGM 12-31 стоит приобрести владельцам спортивной или туристической техники. Такой аккумулятор подойдет как для водного транспорта или снегоходов, так и для внедорожных мотовездеходов или мотоциклов.

Срок эксплуатации

Время, которое прослужит аккумулятор, зависит от его вида:

  • для стандартных агрегатов WET срок службы составляет 3-5 лет;
  • более дорогие AGM прослужат 5-10 лет;
  • максимальный срок службы у гелевых аккумуляторов – он составляет 10-12 лет.

Отличия мотоаккумуляторов

Следы маркетинга в мотоциклетных расходниках (например, в особом моторном масле для мото) ищут многие. Мол, товар тот же самый, что и для автомобилей, только с наценкой за мнимую специфичность. Но аккумулятор от машины в мотоцикл не установить никак, несмотря на одинаковое напряжение 12 вольт в бортовой сети. Даже самая компактная автомобильная батарея больше мотоциклетной в 2–3 раза, и её можно разве что привязать к багажнику. Отличаются и токовыводы, ведь клеммы на мотоциклах совсем другие.

Конструктивные отличия есть и внутри. Мото аккумулятор выполнен более цельно и крепко, с расчётом на сильную вибрацию и возможные падения байка. Увеличен и пусковой ток, ведь при столь малых габаритах нагрузка на батарею весьма велика. Это не только запуск двигателя, но и постоянно горящая фара (у большинства — неотключаемая), и дополнительные фонари-стробоскопы, и подогрев ручек, а иногда и аудиосистема. У свежих мотоциклов к потребителям электричества добавляется ещё и охранная система.

Из-за жёстких требований к батарее мотоцикла особую популярность снискали аккумуляторы, выполненные по технологии AGM (Absorbent Glass Mat — абсорбирующий мат из стекловолокна). На автомобилях они встречаются не так часто, а на мототехнике — почти повсеместно.

Как работает аккумулятор мотоцикла

Аккумулятор, установленный в электросхему мотоцикла, является одним из источников электродвижущей силы и протекающих в электросхеме токов. В самом аккумуляторе ток протекает ввиду переноса электрического заряда ионами, отдающими или забирающими электроны, и главное, что нам здесь важно понять, так это то, что химические реакции в аккумуляторе невозможно остановить, в отличие например от вращения двигателя.

Пока аккумулятор стоит отключенный, электроны в нём перемещаются от одного полюса к другому, и на это тратится совсем небольшая энергия, но при подключении внешнего потребителя всё ускоряется: у электронов появляется возможность пройти другим путём, перенеся своим движением энергию химических реакций. Большая нагрузка, такая, как запуск двигателя электростартером, приводит к тому, что из аккумулятора уходит большой поток носителей заряда — электронов — и такой же большой поток возвращается на вторую клемму из электросети, и под влиянием такой мощной динамики обмена носителями заряда химические процессы в аккумуляторе существенно ускоряются. Сульфат-ионы серной кислоты комбинируются с атомами свинца пластин, испускают «лишние» электроны, придавая им дополнительную энергию, а они переносят её туда, где она расходуется — в электостартер, на питание коммутатора или ЭБУ и так далее, пока в аккумуляторе не исчерпается запас химической энергии на протекание этих реакций. Это случается в тот момент, когда вся серная кислота (H2SO4) не превратится в сульфат свинца, покрывающий поверхности пластин, а электролит в этом состоянии представляет собой воду. Грубо говоря, сульфат свинца является отходом от протекания в аккумуляторе реакции, дающей электроэнергию, но в отличие от большинства отходов, этот их вид можно использовать повторно.

В процессе зарядки аккумулятора процесс образования сульфата свинца обращается вспять: в аккумуляторе образуется оксид свинца, серная кислота и металлический свинец, и в эту систему таким образом возвращается химическая энергия, которую система снова становится способна отдать.

Электросеть мотоцикла работает по следующему принципу: для запуска двигателя электростартер и другие потребители берут у аккумулятора довольно большую порцию энергии, а когда двигатель запущен и работает, генератор, находящийся обычно на валу двигателя, начинает вырабатывать электроэнергию. Эта энергия поступает в реле-регулятор, которое представляет собой выпрямитель и стабилизатор: оно выпрямляет переменный ток с генератора в постоянный и выдаёт стабильное (по возможности) напряжение в бортовую сеть. На холостых оборотах её обычно хватает только на работу основных систем мотоцикла (света, ЭБУ, приборной панели, зажигания и так далее), но стоит двигателю начать работать на более высоких оборотах, как аккумулятор, подключенный к бортовой сети, начинает заряжаться.

Вот здесь кроется очередная загвоздка: идеально изготовленный свинцово-кислотный аккумулятор, который после запуска двигателя полностью заряжается (т.е. в нём исчерпывается запас сульфата свинца на пластинах, превращаясь в металлический свинец и оксид свинца), но не перезаряжается (т.е. в нём вода не разлагается или полностью возвращается в ячейки), способен работать практически вечно. А вот если после запуска двигателя не позволять сульфату свинца на пластинах полностью раствориться и превратиться в оксид и металлический свинец, то он образует кристаллы сульфата свинца, которые превращаются в диэлектрическую плёнку на поверхности пластины, через которую не проходят ионы, из-за чего снижается рабочая площадь пластин, а следовательно — токоотдача и ёмкость. Этот процесс называется сульфатацией (а аккумулятор, подвергшийся ему, становится засульфатирован), и удалить эту плёнку с пластины позволяет только ток специальной формы, выдаваемый умными зарядными устройствами в режиме десульфатации. В этом режиме аккумулятор, пластины которого засульфатированы не слишком сильно, может быть восстановлен практически до полной своей кондиции.

Ещё три неприятных эффекта, связанных с сульфатом свинца, состоят в том, что пластины обычных свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом делаются пористыми, чтоб увеличить их эффективную площадь обмена ионами. Когда в этих порах начинают расти кристаллы сульфата свинца, со временем они вырастают до таких размеров, что разрушают металлический свинец вокруг себя, делая пластину рыхлой и увеличивая её объём. Такие кристаллы ещё сложнее растворить, потому что площадь металла пластины около них уменьшается, а её способность проводить ток ухудшается.

Второй эффект состоит в том, что осыпавшиеся пластины могут образовать перемычку на дне ячейки, и тогда она (ячейка) вообще перестаёт давать ток. А третий эффект сульфатации заключается в том, что недозаряженный аккумулятор очень нежелательно оставлять на морозе, так как сульфат свинца намного охотнее образует плотный нерастворимый слой при холоде, а вода (в которую превращается электролит разряженного аккумулятора) на морозе замерзает, раздувая аккумулятор и повреждая его пластины.

От чего аккумуляторы умирают

Как я уже упомянул, от слишком большого количества сульфата свинца, то есть от эксплуатации в недозаряженном состоянии. Или от долгого хранения в недозаряженном состоянии на холоде — чуете, к чему я клоню? Всё верно. На зиму аккумулятор заряжать обязательно, а если вы хотите сохранить его подольше, имеет смысл подключить к нему так называемый дежурный, или поддерживающий зарядник. Это устройство подключается к аккумулятору и мониторит его состояние, поддерживая в нём постоянный уровень заряда, но не вызывая разложение воды. Звучит рискованно? Не хочется в гараже, в котором не бываешь по полгода, оставлять включенным зарядник? Тогда увы.

Что убивает аккумуляторы

Недозаряд, ведущий к сульфатации, которая ведёт к уменьшению ёмкости и снижению токоотдачи. Но хуже всего — это позволить аккумулятору разрядиться, а потом подкурить мотоцикл от автомобиля — он жадно и с удовольствием возьмёт ток от мощной бортовой сети авто, но вот справиться с ним не сможет. Это особенно справедливо в отношении литиевых аккумуляторов (о которых ниже). Мороз для разряженного аккумулятора тоже фатален. Перезаряд (от некачественного, неисправного зарядника или реле-регулятора бортовой сети) в первую очередь высушивает аккумулятор, а слишком высокое напряжение способно даже разлагать кислоту (в этом случае аккумулятор пахнет тухлыми яйцами). Но этот запах невозможно игнорировать, а подливать воду лично я рекомендую даже в якобы необслуживаемые аккумуляторы AGM — поэтому главным врагом АКБ я всё же считаю недозаряд.

Можно ли заряжать мотоаккумулятор автомобильным зарядником?

Сложный вопрос. Производители умных зарядников для мотоциклетных аккумуляторов хотят, чтобы вы верили им и боялись пользоваться продукцией других брендов. Но они забывают о том, что большинство мотоциклистов люди думающие.

С одной стороны, автомобильные аккумуляторы намного больше мотоциклетных и способны как давать, так и брать намного бОльшие токи. Поэтому и зарядники под них делаются мощнее. Если схема отслеживания заряда такого зарядника реализована топорно, он вполне способен проморгать тот факт, что мотоаккумулятор уже зарядился, и вскипятить его.

С другой стороны, установленный в бортовую сеть мотоцикла аккумулятор заряжается по спартанскому принципу: на него подают напряжение выше, чем его выходное, и он берёт из бортсети столько тока, сколько способен взять. Примерно тот же процесс происходит и при зарядке мотоаккумулятора от автомобильного зарядника. Если аккумулятор не совсем пустой, то есть эксплуатируется в штатном режиме, то ничего особенно нового с ним автомобильный зарядник не сделает.

Главное — скидывать плюсовую клемму с аккумулятора, если заряжаете его мощным зарядником прямо в мотоцикле. Это потому, что в некоторых из них реализованы алгоритмы десульфатации, которые пытаются «пробить» сульфатную плёнку импульсами повышенного напряжения. Бортовая сеть (в частности, ЭБУ) зачастую не полностью обесточивается при вытащенном ключе, и может не оценить импульсы амплитудой 18-20 вольт.

Алгоритмы зарядки

Самый простой зарядник работает так: он подаёт в аккумулятор ток, пока напряжение на нём не достигнет потолка, затем отключается, пока клемма не будет отключена от аккумулятора. Однако, это очень «щадящий» режим, по сути не позволяющий зарядить аккумулятор до конца. Дело в том, что предельное напряжение на аккумуляторе достигается задолго до того, как в нём кончится сульфат свинца. Поэтому если зарядник перестаёт заливать в аккумулятор ток (то есть, отключает подачу на него напряжения), то он ни при каких условиях не сможет дозарядить этот аккумулятор. Один из способов обойти эту проблему — это повторно подключить к нему аккумулятор спустя полчаса-час после того, как он покажет полный заряд.

Более продвинутые зарядные устройства используют разные умные и запатентованные алгоритмы, позволяющие израсходовать весь запас сульфата свинца, не вскипятив электролит — например, полчаса заряжаем, полчаса ждём, потом проверяем, снизилось ли напряжение, и если да — то доливаем ещё тока, и так далее. Примерно так же работают и дежурные зарядники — они постоянно отслеживают напряжение на подключенном АКБ и при его падении ниже определённого уровня подзаряжают. Обратите внимание: просто подключить аккумулятор к источнику постоянного напряжения — не лучшее решение, потому что ионы в электролите мигрируют к пластинам не слишком быстро, и возможна ситуация, когда электролит уже разлагается у пластин, но всё ещё содержит сульфат свинца где-то между ними.

Кстати, большинство дежурных зарядников напрямую предназначены для использования с подключенным аккумулятором. Многие оснащаются специальным разъёмом, который можно вывести куда-нибудь в удобное место и подключать к нему зарядник без необходимости цеплять дополнительные клеммы или зажимы на выводы АКБ. А некоторые дежурные зарядники вообще рекомендуют подключить к аккумулятору и так оставить, при необходимости просто втыкая вилку зарядника в сеть 220В. Есть варианты подключения через гнездо прикуривателя, правда, тут зависит от его реализации: если оно подключено через реле, то при отключении зажигания прикуриватель отсоединяется от АКБ.

Мото аккумулятор. Как выбрать и обслуживать

Прогнозируемый износ аккумулятора

Те, кто пользуется источниками бесперебойного питания, знает, что аккумуляторы в них живут 2-3 года, спустя которые начисто высыхают. Сторонники теории заговора скажут о прогнозируемом износе, а сторонники бритвы Оккама — о не самом умном проектировщике. Истина же в том, что оба эти варианта работают только тогда, когда главным неумным звеном является пользователь: в ИБП аккумуляторы постоянно находятся под напряжением, поэтому даже совсем небольшое испарение воды за пару лет приводит к полному отказу батареи. Подливая воду в АКБ, вы однозначно продлите ему жизнь. Это касается и мотоциклетных аккумуляторов.

Рекомендации по эксплуатации АКБ

При эксплуатации аккумулятора следует регулярно проверять правильность работы электроцепи и отсутствие коротких замыканий. Наличие таких проблем с цепью приводит к повышенной нагрузке на АКБ, и, в конечном счёте, отмечается сульфатации пластин. При правильной эксплуатации показатели саморазряда будут минимальны. А вот если в кислоту попали частички железа или другие загрязнения, то АКБ будет быстро разряжаться, требуя дополнительной подзарядки буквально через несколько дней стоянки транспорта.

Вследствие наличия сколов и трещин на корпусе аккумулятора может отмечаться утечка электролита. В зависимости от типа батареи возможны два варианта решения этой проблемы. Жидкостные батареи не ремонтопригодны и требуют замены. А вот гелевые АКБ позволяют заменить корпус, переставив из повреждённого аккумулятора свинцовые пластины и плотный наполнитель.

Как выбрать батарею на двухколесный транспорт

Выбирая аккумуляторы для мототехники, необходимо в первую очередь определиться с типом АКБ. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются гелевые модификации, которые длительное время сохраняют свои эксплуатационные характеристики, обеспечивая уверенный пуск двигателя даже в серьезный мороз.

Следует соотносить характеристики пускового тока и емкости батареи с параметрами, которые рекомендует производитель мотоцикла. Только так можно будет подобрать качественный АКБ, который прослужит на протяжении многих лет.

Рекомендации по выбору

При выборе аккумуляторной батареи для любого автотранспортного средства необходимо ориентироваться на основные показатели этих устройств. Одной из основных характеристик АКБ является емкость. Если использовать на мотоцикле с большим объемом силовой установки аккумулятор малой емкости, то может не хватить силы пускового тока.

Рекомендуем:  Ремонт, восстановление и реставрация аккумулятора ноутбука

В холодное время года запуск двигателя осложняется из-за низких температур. Учитывая этот факт, необходимо подбирать батареи с запасом емкости. Однако и АКБ с чрезмерно высоким показателем этого параметра также приобретать не стоит, чтобы не тратить впустую деньги.

Показатель пускового тока напрямую зависит от емкости устройства. Чем он выше, тем проще будет запустить силовую установку. Для мотоциклов необходимо приобретать 12-вольтовые аккумуляторы. На скутеры следует устанавливать устройства с напряжением в 6 В.

Также важное значение имеют и габариты АКБ. Обеспечить надежное подключение клемм и крепление батареи можно только в том случае, если агрегат полностью подходит под установочное место. Поскольку мотоциклетные аккумуляторные батареи сильнее подвержены влиянию вибраций и погодных условий, чем автомобильные, то к их корпусу предъявляются более высокие требования. В первую очередь речь идет о герметичности. Лучшим выбором в такой ситуации станут гелевые батареи и AGM.

Сегодня производителями выпускается большое количество разновидностей корпусов и клемм. Стандарты этот вопрос не регламентируют, поэтому необходимо подбирать аккумулятор, аналогичный вышедшему из строя.

Если у владельца мотоцикла есть финансовые возможности, то стоит отдать предпочтение батареям типа AGM и GEL.

Правильное хранение АКБ

Чтобы аккумулятор мотоцикла служил долго, его нужно не только правильно эксплуатировать (не допуская глубоких разрядов), но и хранить должным образом. Большинство мотоциклистов зимой не ездят, консервируя технику на несколько месяцев. При этом многие допускают стандартную ошибку: уносят аккумулятор домой, надеясь, что тепло продлит ему жизнь. Всё ровно наоборот — чем выше температура, тем активнее идут химические процессы внутри, приближая кончину батареи. Правильное хранение аккумулятора: отключить от потребителей, полностью зарядить и оставить в прохладе (например, в гараже). Так шансы обнаружить его весной в добром здравии существенно возрастут. Однако, не ждите чудес: если аккумулятору уже несколько лет, то надёжнее будет заменить «старичка» в начале сезона на новый, не дожидаясь неприятных сюрпризов в дороге.

Удачных поездок!

Источники
  • https://BestMoto.pro/novichkam/kak-pravilno-vybrat-akkumulyator-dlya-motocikla.html
  • https://vyboroved.ru/reyting/akkumulyatory-dlya-mototsiklov
  • https://HyperAuto.ru/articles/poleznaya-informaciya/akkumulyator-dlya-motocikla-kak-vybirat-chem-zaryazhat/
  • https://mototeamrussia.com/accessories/moto-akkumulyator-kak-vybrat-i-obsluzhivat-72ba115
  • https://ProAkkym.ru/obzor/kak-vybrat-akkumuljator-dlja-motocikla
  • https://akki-carsh.ru/motocikly/rejting-moto-akkumulyatorov.html
[свернуть]