Система охлаждения и отопления автомобиля

Указатель температуры показывает рабочую температуру двигателя, когда мотор прогрет
Указатель температуры показывает рабочую температуру двигателя, когда мотор прогрет

Мы не случайно упоминаем систему отопления салона, так как она напрямую связана с системой охлаждения. Сегодня мы рассмотрим обе системы и расскажем, что и как работает в ней.

Для чего нужна эт система?

Любой двигатель внутреннего сгорания нагревается в процессе работы. Однако есть понятие рабочей температуры и критической. Задача системы охлаждения поддерживать рабочую температуру. При которой все детали прогреты, зазоры в норме, а расход топлива и мощность находятся на допустимом уровне.

Если двигатель перегреется, то металл начнет деформироваться, зазоры нарушатся, внутри цилиндров получаются неприятные задиры. Все это заканчивается клином мотора. А вот фото последствий:

Задиры и разрушение поршня
Задиры и разрушение поршня

Схема и принцип работы

Вот так выглядит общая схема система охлаждения:

Охлаждающая жидкость или антифриз занимает всю полость системы. В рубашке охлаждения двигателя (вокруг цилиндров) он набирает все тепло и уходит к радиатору. В радиаторе происходит охлаждение порции антифриза, которая затем снова уходит к мотору. Так же в систему включен радиатор отопителя салона. Именно благодаря теплому антифризу происходит нагревание салона при помощи печки. Вентилятор выдувает с него теплый воздух через дефлекторы в панели в салон.

Изначально, чтобы горячий воздух не повышал температуру в салоне летом, были предусмотрены краны печки, которые регулировали количество антифриза, поступающего на отопитель. Благодаря этому антифриз в радиаторе остывал, а в салон поступал холодный воздух через дефлекторы.

С появлением в автомобилях кондиционера от кранов отказались, теперь вместо них была заслонка, которая просто подавала либо охлажденный воздух с улицы, либо охлажденный, но нагреваемый через радиатор (печка вкл.).

термостат с клапаном
термостат с клапаном

Но вернемся именно к системе охлаждения. В ней, как многие заметили, присутствует термостат. Он нужен для регулировки количества антифриза, проходящего через радиатор. Зачем? По одной простой причине — чтобы быстро прогреть машину зимой. Когда температура антифриза падает, термостат закрывается и не пропускает ОЖ через радиатор. Она нагревается и открывает термостат, после этого система работает полноценно.

Для циркуляции антифриза используют помпу или водяной насос. О том, как он приводится в движение мы говорили на общей теории работы двигателя.

Через расширительный бачок мы заполняем систему антифризом, в нем установлена крышка, которая стравливает избыточное давление и повышает температуру ОЖ. Говоря простым языком, при нагреве, чтобы антифриз не выдавил все шланги, все давление уходит именно в бачок. При остывании, его давление снижается. Неисправность крышки-клапана в бачке может привести к перегреву.

Последний элемент системы — это вентилятор. Он электрический и помогает справиться с жарой в летнее время. Когда антифриз нагревается до критической отметки, в работу включается вентилятор на радиаторе и дует прямо на мотор, способствуя понижению температуры. Когда она падает, он отключается. Вот и все.

Фото взяты из интернета!

Тинькофф кредитная карта Drive [CPS] RU